Нейропсихолог
Нейропсихология - наука, основным объектом которой является мозговая организация психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, мышления, моторики и эмоционального реагирования.
Раннее нейропсихологическое обследование ребенка дает возможность установить уровень сформированности его психических функций и готовности к обучению. У детей к моменту обучения могут оказаться недостаточно сформированными отдельные психические функции или их звенья.
Наиболее часто оказываются недостаточно сформированными динамика моторных процессов, пространственный праксис и гнозис, слухоречевая память, произвольная организация, программирование и контроль деятельности в целом. При этом недостаточно сформированные высшие психические функции или их звенья оказываются наиболее уязвимыми к неблагоприятным воздействиям социального или биологического характера и в этом случае подвергаются наибольшему нарушению. Нейропсихологический анализ психических функций у детей позволяет выявить возможные отставания в их развитии и предотвратить неуспеваемость.
Трудности обучения у детей с минимальными мозговыми дисфункциями могут быть связаны с множеством факторов. В свою очередь эти факторы отражают несостоятельность определенных звеньев психических функций вследствие их несформированности. Основой этой несформированности выступает незрелость или искаженное формирование их мозговой организации. В зависимости от того, какая именно функция мозга недостаточно сформирована, проявляются те или иные нарушения развития.
Для успешной коррекции дефекта необходимо выявление механизма и причин имеющихся у ребенка трудностей в обучении. Для этого явно недостаточно простой констатации факта нарушения психической функции и описания особенностей этого нарушения. Необходимо системное нейропсихологическое обследование. В результате нейропсихологического обследования должен быть сделан качественный анализ полученных результатов. Он включает изучение состояния личности, эмоционально-волевой сферы ребенка, описание двигательных качеств и того вида праксиса, который нарушен более грубо, описание речи и выделение именно того фактора, который оказывает основное воздействие на речь, выявление тех психических функций, которые имеют в основе своего нарушения тот же фактор, а также описание и анализ интеллектуальной деятельности. Такой системный анализ позволяет нейропсихологу понять дефект, выделить его психологический аспект и организовать восстановительное и формирующее обучение. Нейропсихологическая коррекция состоит из двух частей: психомоторной( двигательной) и когнитивной (развивающей).
На нейрозанятиях:
- Улучшаем работу сенсорных систем(зрение, слух, проприоцепцию, тактильное восприятие);
- Совершенствуем сенсомоторное развитие (зрительно-моторное восприятие, схема тела, равновесие);
- Работаем с перцептивно- моторным восприятием (слухо-речевые навыки, внимание, пространственное восприятие, согласованность "глаз"- "рука", поведение);
- Развиваем познавательные способности (исполнительная и познавательная деятельность, самоконтроль, речевые навыки).